Этикет деловых отношений
(Этикет деловых отношений)

АНнОТАЦИЯ

на рабочую программу по курсу

 «Этикет деловых отношений»

для студентов по НАПРАВЛЕНИю ПОДГОТОВКИ

40.03.01 – юриспруденция,

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

 

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Этикет деловых отношений» является формирование у студентов общих принципов культуры общения посредством ознакомления их с формализованными правилами и образцами межличностной коммуникации, а также устойчивых навыков поведения в наиболее важных ситуациях, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Вместе с тем, данный курс должен способствовать развитию общей культуры будущих специалистов в области юриспруденции.

Содержание курса «Этикет деловых отношений» ориентировано на обеспечение разностороннего развития личности студентов-юристов в духе парадигмы толерантности и культурного плюрализма. Базовый элемент дисциплины составляют основные категории, образующие смысловое поле нормативных основ межличностной коммуникации, семиотические и нормативные аспекты этикета, а также характеризующие структурные связи этикета с другими важнейшими элементами культуры. Формирование более широкого взгляда на принципы и нормы современного этикета призвано обеспечить обзорное изучение исторических моделей социального поведения в различных культурных регионах. Изучение современных формализованных норм межличностной коммуникации включает в себя рассмотрение четырех основных разделов этикета (вербальный этикет, этикет невербального общения, этикетная атрибутика и этикетная проксемика). Это обеспечивает систематический характер знаний студентов о социально принятых образцах поведения. Формированию практических навыков способствует изучение некоторых важнейших этикетных ситуаций и норм профессионального этикета.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

  • осознание студентами смысла и значения межличностной коммуникации в области профессиональной деятельности и этикета как семиотической системы в ее историческом развитии;
  • усвоение содержания основных универсальных принципов делового и повседневного этикета в их взаимосоотнесенности;
  • формирование у студентов четкого представления о важнейших этикетных ситуациях и их значении с точки зрения межличностной коммуникации;
  • ознакомление студентов с основными формализованными моделями поведения  и нормами делового общения;
  • создание теоретической и методологической основы для формирования студентами собственного поведения в соответствии с нормами этикета;
  • формирование у студентов навыков межличностной коммуникации;
  • развитие умений свободного и корректного общения, как в ходе выполнения ими в будущем профессиональных обязанностей, так и в ситуациях, выходящих за эти рамки;
  • создание условий для формирования у студентов терпимого и уважительного отношения к другим людям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Этикет деловых отношений» (Б1.В.ДВ1) относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла. Преподавание курса должно осуществляться в тесной связи с другими курсами, предусмотренными учебным планом по направлению подготовки Бакалавр юриспруденции, в особенности такими, как культурология, политология, социология, философия, экономика, профессиональная этика.

Изучение дисциплины «Этикет деловых отношений» позволит освоить в дальнейшем дисциплины циклов Б1, Б2, Б3.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Этикет деловых отношений» студенты должны:

быть ознакомлены:

- с основными историческими формами этикета в их взаимосвязи с особенностями национальных культур;

- с основными формализованными моделями поведения и нормами делового общения;

- с универсальными принципами делового и повседневного этикета и их местом в структуре современной профессиональной культуры.

знать:

- значение фундаментальных категорий, раскрывающих социальный и психологический смысл этикета;

- семиотическое и нормативное содержание этикета как системы межличностной коммуникации;

- содержание четырех основных разделов этикета (вербального этикета, этикета невербального общения, этикетной атрибутики и этикетной проксемики).

уметь:

- анализировать наиболее важные в рамках профессиональной деятельности этикетные ситуации и выбирать оптимальные способы корректного индивидуального поведения в подобных ситуациях;

- грамотно организовывать стандартные формы вербального и невербального делового общения специалистов различных направлений (видов) юридической деятельности;

- эффективно разрешать или предупреждать конфликты в области межличностной коммуникации.

иметь навыки:

- самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения понятиями этикета и основными приемами экспертной оценки качества делового общения;

- межличностной коммуникации и публичного выступления;

- формирования принципов собственного поведения в соответствии со стандартами современного делового и общегражданского этикета.

обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-   способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

- обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

-   способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

4. Трудоемкость и структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72часа) для студентов очной формы обучения, 3 зачетные единицы (108 часов) для заочной.

5. Автор

З.А. Еремина, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и политико-правовых дисциплин ТФ РПА Минюста России.

6. Рецензенты

Т.Б. Рудомазина, кандидат филологических наук, доцент

кафедры журналистики Тульского государственного университета

Е.О.Межуева, кандидат философских наук,  заведующая кафедрой

социальных и политико-правовых дисциплин ТФ РПА Минюста России