Бюджетное право и процесс
(Бюджетное право и процесс)

Аннотация

рабочей программы дисциплины «Бюджетное право и процесс»

направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

1  Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - ознакомление с основами бюджетной политики государства, формами и методами ее реализации, понятием, системой бюджетного права, процесса и содержанием основных его институтов; формирование знаний основных категорий и понятий бюджетного права и основных положений действующего федерального и регионального бюджетного законодательства; развитие у студентов навыков работы с бюджетно-правовыми актами, формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения норм бюджетного права.

Задачи дисциплины - сформировать знания студента об основных положениях науки бюджетного права, предмете и методе бюджетно-правового регулирования, источниках данной отрасли права, о совокупности бюджетных полномочий, прав и обязанностей органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, о структуре доходов и расходов федерального бюджета, территориальных и местных бюджетов, видах и методах бюджетного контроля. Научить ориентироваться в этих понятиях и получить отдельные практические навыки их применения.

2  Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Бюджетное право и процесс» (ПЦ.В.19)  относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла (Б.3). Дисциплина является важной дисциплиной, которая предназначена для подготовки студентов-юристов к практической деятельности.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ, прежде всего Экономика, Логика, Профессиональная этика; Информационно-правового цикла, в частности, Информационные технологии в юридической деятельности, и в процессе изучения курсов базовой профессиональной части (Б.3): Теория государства и права, Конституционное право, Гражданское право, Финансовое право, Административное право, Муниципальное право России, Административные регламенты органов исполнительной власти. Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение следующих дисциплин: Предпринимательское право, Налоговое право, Парламентское право, Правовые основы финансового контроля и аудита. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут быть использованы при прохождении итоговой государственной аттестации и написании выпускной квалификационной работы.

3  Требования к результатам освоения дисциплины

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

-        ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; 

-        ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

-        ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

-        ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

-        ПК-3 способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

-        ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

-        ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

-        ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

-        ПК-15 способен толковать различные правовые акты.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • бюджетное законодательство РФ;
  • сущность и содержание основных понятий бюджетного права;
  • особенности бюджетных правоотношений;
  • правовой статус субъектов бюджетного права;
  • особенности межбюджетных отношений в РФ;
  • стадии бюджетного процесса в РФ;
  • составы правонарушений в бюджетной сфере и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
  • проблемы привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

уметь:

  • работать с нормативными правовыми актами;
  • самостоятельно разбирать практическую ситуацию, формулировать правовую позицию, обосновывать и защитить её;
  • самостоятельно подбирать учебный материал;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
  • принимать решения по конкретной ситуации и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • давать квалифицированные юридические консультации по вопросам бюджетного права и процесса;

правильно составлять и оформлять юридические документы в данной области юридической деятельности.

владеть навыками:

  • использования бюджетно-правовой терминологии;
  • навыками правильного толкования и применения норм права;
  • навыками по решению конкретных задач;
  • навыками анализа правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере бюджетного законодательства;
  • навыками консультирования по вопросам бюджетного права и процесса;
  • навыками осуществления правовой экспертизы бюджетно-правовых нормативных актов;
  • навыками составления и оценки юридических документов в сфере бюджетно-правового регулирования;
  • навыками выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в бюджетной сфере.
  1. 4.  Трудоемкость и структура дисциплины

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Темы дисциплины:

Тема 1. Понятие бюджета и бюджетного права. Бюджетные правоотношения.

Тема 2. Бюджетное       законодательство        и     иные     источники бюджетного права.

Тема 3. Принципы бюджетного права.

Тема 4. Бюджетное устройство. Бюджетная система России. Бюджетная классификация.

Тема 5. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета.

Тема 6. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов.

Тема 7. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса.

Тема 8. Межбюджетные отношения.

Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

5. Автор: Яшин С.А., зав. кафедрой ИП и ФД Тульского филиала РПА Минюста РФ, к.т.н., доцент.

6. Рецензенты:

Н.В. Ханов, доцент кафедры государственного и муниципального управления Тульского филиала        РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук;

В.И. Абрамов, доцент кафедры ИП и ФД Тульского филиала РПА Минюста РФ, кандидат экономических наук, доцент.